?

Log in

No account? Create an account
Кузмин и Нечто [entries|archive|friends|userinfo]
Alessio Barbarussa

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

рассуждение о пользе Москвы [Apr. 19th, 2007|08:00 am]
Alessio Barbarussa
Как всем в Замкадье давно и хорошо известно, Москва вкачивает в себя людские, финансовые и иные ресурсы. Если про первые два ресурса вам может рассказать любая кухарка с любого полустанка, то на последнем надо остановиться подробнее. Термин "иные ресурсы" крайне полисемичен. Тут может быть и партия запрещенной субстанции, и лукошко с грибами, что светятся по ночам, но может быть и книжка из все той же откачиваемой провинции.
Моя последняя поездка в Столицу Пяти Морей в познавательном плане была в высшей степени бессодержательной, за одним маленьким исключением: я стал счастливым обладателем книжки Ю. А. Бугрова о Валериане Бородаевском, изданной в 2006 году в КГУ.

Там, например, можно найти обширные и крайне содержательные куски из дневника жены В. Бородаевского.
Вот только один пример:
"<...> Все поэты, петербургские и приезжие, постоянно бывали на Башне. Бывали серьезные философские и литературные разговоры, а бывали шутки и выдумки. Однажды вечером, когда на Башне был Мейерхольд, вздумали строить слона. Передние ноги и хобот был Мейерхольд, задние - Юрий Верховский. Все было покрыто серым одеялом или пледом. Под музыку Кузмина слон двигался в тесноте людей и мебели, и все радовались. От времен Зиновьевой-Анибал был сундук, полный больших кусков разноцветной материи, в которые она любила драпироваться. Иногда вдруг приходило в голову драпировать кого-нибудь из присутствующих. Валерьяна покрыли ярко-синей материей по рисункам библейских фигур, а на голову надели род чалмы со спускающимся на плечо концом из желто-оранжевого вельвета. При его черной бороде это вышло очень эффектно.
Муж бывал на Башне часто, и они бывали у нас. Я бывала там реже. Думала, что от меня интереса мало, т. к. многое, о чем они говорили, было мне чуждо. Однажды при мне были у них Андрей Белый, которого Вячеслав звал Гоголенком, с женой Асей Тургеневой, тоненькой изящной женщиной. К ней стали приставать, чтобы она встала на голову. Видимо, это был в то время ее номер. Она сняла со стриженых волос резинку, на которую были нанизаны черные бусы, и надела ее на ноги, прижав юбку. Затем легким движением вскинула ноги, опираясь на руки, получилась фигура, напоминающая вазу. Белый подал ей зажженную сигарету, и она простояла, пока докурила. Все восхищались и, кажется, сам Белый больше всех. После этого мы были на лекции Белого о "Гамлете". Там я познакомилась с Блоком и его женой, но это было в антракте и мимолетно. Больше я их не видала, потому что когда Блок был у мужа с ответным визитом, - он ему перед этим отвозил книгу, - меня дома не было.
Писательские знакомства очень интересовали мужа. Мы были с ним на шестом или седьмом этаже без лифта у Ремизовых и сидели в кабинете, увешанном и уставленном домовичками, недотыкомками и т. п. Были, тоже очень высоко, у Чулковых, но это знакомство тесно не завязалось. Часто у нас, кроме Ивановых, бывали Кузмин, Верховский и Гумилев, читали стихи и муж им читал свои. Однажды зашел А. Толстой звать к себе на следующий вечер. В тот период такие приглашения были постоянно от всех. У меня в то время была шапка, сделанная из бабушкиной собольей муфты. Спереди к ней были приколоты круглой золотой брошкой два перышка марабу как эгрет. Толстой схватил ее в прихожей с зеркала и надел, и так она к нему пошла, такой у него был вид польского магната, прямо этакий Радзивилл, и все, кто был у нас, им восхищались, а ему это, конечно, нравилось, и он долго красовался перед зеркалом. Когда мы у него были, познакомились с его женой Софьей Исаковной, художницей, с которой он познакомился в Париже. Очень красивая, стройная женщина. Помнится, она в это время ожидала дочь, Марьяну. Обстановка в комнатах была старинная, вывезенная из имения после смерти отца. Помнится, именно в этот раз Юр. Верховский застрял в лифте между этажами и опоздал. Это было 27 февраля 1910 г. Я помню потому, что бывший там же Гумилев, взял мой альбом, который был со мной, и написал в него маленькое стихотворение о моем синем платье. А вслед за ним написал и Верховский. В этот же период 1910 г. написали мне в альбом Белый, но не специально написанное, и Ф. Сологуб тоже. Ремизов написал две странички своим удивительным почерком, а В. В. Розанов 4 очень интересные страницы о лечении запахом цветов. В это же время Вяч. Иванов написал мне чудесное шутливое стихотворение, посвященное "Куме", а Толстой - шутливое "Излияние М. А. Бородаевской о муже ее Валериане", где его пробирал за страсть к собиранию старинных вещей на рынках Петербурга / 7 III /. А Кузмин 9/ III - привет мне. Все это было перед отъездом домой, в курские места. <...>"
Скажу сразу, альбом с записями столичных знаменитостей не сохранился!
Есть в книге и други ценные архивные материалы, но вот комментарии к ним восхищают.
Конечно, речь пойдет сейчас о Михаиле Кузмине.
В июле 1907 года у Бородаевских родился сын Дмитрий (с. 18).
На с. 65 есть следующий фрагмент о Кузмине: "Меня на башне принимали очень приветливо. Кроме своих, там был всегда М. А. Кузмин. Он часто бывал у нас и очень ласково относился к Диме".
Пока не страшно?
Тогда извольте комментарий публикатора на той же странице: "Что ж, такая нежность вполне объяснима - Кузмин был не только открытым гомосексуалистом, но и педофилом" !!! (Восклицательные знаки мои - A.B.)
Осталось еще выяснить, что Кузмин любил зверушек, и тему секса в жизни М. А. можно будет закрывать.
linkReply

Comments:
(Deleted comment)
From: (Anonymous)
2007-04-17 10:22 am (UTC)

но мы

Но мы знаем таких клиницистов!!!
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: barbarussa
2007-04-18 12:46 pm (UTC)

из-за моря-окияна

На смену колоратиффу уверенно двигается каббала. Кажется, в этом году в С.-А.С.Ш. д. б. диссертация на сию животрепетающую тему... Или уже была:
"The Development of Kabbalistic Allegory in Russian Literature: From Religious Philosophy to a Political Myth"...
А теперь, кажется, и книга (даже и на русском) "Jewish Kabbalah, Mythopoetical Androgen and Adam Kadmon in the texts of Nikolai Gumilev and Mikhail Kuzmin" близится, но надо пережить итоги визита Стэнли Элликотта в РФ: http://www.wheatoncollege.edu/Quarterly/q2006spring/Dimple2006spring.pdf
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ddaschka
2007-04-17 07:06 am (UTC)
Спасибо за цитату! Меня давно мучал вопрос, почему Верховского прозвали Слоном.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: barbarussa
2007-04-17 12:22 pm (UTC)

в печали я

У публикатора такой в руках материал, а он такие комментарии сделал :(
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: barbarussa
2007-04-18 12:48 pm (UTC)

да если б

Может, надо было просто напечатать, даже и без всяких комментариев. И было нам щастье!
(Reply) (Parent) (Thread)